wordpress themes.

О методе толкования

Метод, с помощью которого происходит анализ сновидений, разработан внутри школы Позитивной Динамической Психотерапии, Слабинским Владимиром Юрьевичем (Санкт-Петербургский Институт Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений).

Концепция опирается на теорию семиологии и структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра, структурную социологию Жильбера Дюрана и аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Основной задачей анализа сновидений является выход на внутриличностный конфликт клиента.

Теория личности базируется на психологии отношений В.Н. Мясищева: «Личность – высшее интегральное понятие. Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждый из них всегда остается личностным». Выделяются три основных типа (кластера) отношений: к-себе; к-миру; к-другому. Отношения характеризуются как потенциальные, сознательные, избирательные. Главная характеристика человеческой личности – стремление к единству, целостности. Данное стремление реализуется и понимается диалектически, как непрерывное изменение (расширение или, напротив, сужение) личностных границ –  изменение идентичности, обусловленное качественным изменением отношения, вследствие флюктуации  направленности личности или, другими словами, в результате многовекторного взаимодействия двух ипостасей витальной (психической) энергии: любви и интереса (познания). «…Если любовь представляет собой вид преимущественного эмоционального отношения, то… интерес связан с преимущественно познавательным отношением. Интерес нами определяется как активно положительное отношение к познавательному объекту и как потребность к интеллектуальному овладению» (В.Н. Мясищев). Направленность – это «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.А. Ананьев). «В понятие «направленность личности» входят обусловленные всей практикой отношения личности, то есть ее взгляды, убеждения, оценки, вкусы, интересы, цели, мотивы отдельных поступков и всей деятельности» (В.Н. Мясищев). Таким образом, направленность «по сути, характеризует понятие топографически-векторально, в применении к психологии это означает доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев). Направленность – это  вектор, посредством которого актуализируется потенциал отношения. Качественная онтологическая характеристика отношения представлена векторной суммой двух экзистенциалов, предложенных М. Хайдеггером – Dasein (бытийность) и Positum (данность). У психически здорового индивида экзистенциалы реализуются посредством гармоничного смешения (суммирования), как базовые характеристики личности – актуальные способности или черты характера: любознательность и миролюбие. В каждом кластере отношений реализуются все три принципа: динамики, гармонии, надежды, причем один из принципов является ведущим, а два других – вспомогательными. Нарушения в конкретном кластере отношений понимаются как манифестация внутриличностного конфликта: Базовый конфликт – нарушения отношения к-себе; Актуальный конфликт – нарушение отношения к-миру; Ключевой конфликт – нарушенные взаимоотношения с другим.

Для исследования и описания отношения к-себе используется модель Идентификации, ведущим принципом которой является принцип Динамики. Считается, что в норме человек в течение всей своей жизни развивается как личность посредством интеграции в процессе самопознания новых идентичностей в четырех личностных сферах: Я (мужские и женские архетипы) – самооценка; Ты – отношения в диаде; Мы – отношения в группе принадлежности; Пра-Мы – отношение к роду: предкам и потомкам (родовое и далее – коллективное бессознательное). Если процесс личностного развития прекращается, то начинается деградация личности или, по выражению К. Юнга,  «инфляция личности», что приводит к манифестации внутриличностного конфликта в данном кластере отношений или к Базовому конфликту. Динамика личностного развития обусловлена конфликтом мотивов – четырех экзистенциальных страхов (англ. – terror), выделенных И. Яломом (смерти, одиночества, ответственности, бессмысленности существования) и четырех экзистенциальных мечтаний (англ. – dream): о мудрости, о любви, о лучшем (надежда), о вере. Данные представления развивают традицию, заложенную Эмпедоклом, который учил, что мир  и человек развиваются благодаря конфликту двух начал – филии и фобии.

Для исследования и описания отношения к-миру используется модель Гармонии, ведущим принципом которой является принцип Гармонии, подразумевается, что человек  реализуется (проявляется) посредством жизнедеятельности в четырех сферах: телесности, результативности, социальности, духовности. Дисгармоничность жизнедеятельности ведет к манифестации внутриличностного конфликта – Актуальному конфликту, который проявляется в реакциях дезадаптации.

Для исследования и описания отношения к-другому (взаимоотношения) используется модель характера (профиля актуальных способностей), ведущим принципом является принцип Надежды, развивается идея А.Ф. Лазурского о том, что каждый человек рождается с определенными задатками (наклонностями), из которых в течение жизни развиваются актуальные способности, совокупность которых понимается как характер. По выражению В.Н. Мясищева: «Характер – это своеобразие человеческой личности. Говоря о том или ином индивиде, мы, в сущности, отражаем его в основных типических чертах, характеризуем исследуемого не бесконечным количеством создающих ее своеобразие признаков, но определением в общих понятиях ее существенных черт. Вторым не менее значимым пунктом характерологической позиции является ее генетизм». Данные представления развивают научную традицию, которую можно проследить в большом количестве работ европейских психологов и философов, традицию, заложенную в Учении о добродетелях Аристотеля. «Добродетель – мера, золотая середина между двумя крайностями: избытком и недостатком; это «способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность»; это внутренний порядок или склад души, который обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии».  Так, скажем, «мужество – это середина между отвагой и трусостью; щедрость – середина между мотовством и скупостью; величавость – середина между спесью и приниженностью; стыдливость – середина между бесстыдством и робостью». Конфликт во взаимоотношениях называется Ключевым конфликтом, постулируется, что к появлению данного конфликта приводит «неумеренность характера».

Оставить комментарий